О МЕТОДОЛОГИИ
Современные энциклопедические определения
методологии:
«Методология (от «метод» и «логия») – учение
о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности» (Советский энциклопедический словарь).
«Методология – система принципов и способов
организации и построения теоретической и практической
деятельности, а также учение об этой системе» (Философский
энциклопедический словарь).
Если обобщить эти определения и придать
бóльшую строгость, то можно дать следующее:
Методология – это учение об
организации деятельности. Такое определение однозначно
детерминирует и предмет методологии – организация деятельности.
В этом случае методологию можно рассматривать очень
широко – как учение об организации любой человеческой
деятельности: и научной, и любой практической профессиональной
деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной
стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной
деятельности.
Если исходить из классификации деятельности по
целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о:
-
методологии игровой деятельности;
-
методологии учебной деятельности;
-
методологии трудовой, профессиональной
деятельности. В свою очередь профессиональную деятельность можно
подразделить на:
-
практическую деятельность как в сфере
материального, так и в сфере духовного производства. В этом
смысле практической профессиональной деятельностью занято
большинство людей;
-
специфические формы профессиональной
деятельности: философия, наука, искусство, религия.
На сегодняшний день представляется возможным
изложить методологию научной деятельности (методологию научного
исследования), методологию практической деятельности,
методологию учебной деятельности, а также изложить начала
методологии художественной и игровой деятельности.
Таким образом, методология рассматривает
организацию деятельности. Организовать деятельность означает
упорядочить ее в целостную систему с четко определенными
характеристиками, логической структурой и процессом ее
осуществления – временнόй структурой (исходя из пары
категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»).
Логическая структура включает в себя
следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства,
методы деятельности, ее результат.
Внешними по отношению к этой структуре являются
следующие характеристики деятельности: особенности,
принципы, условия, нормы.
Исторически известны разные типы культуры
организации деятельности.
Современным является проектно-технологический тип,
который состоит в том, что продуктивная деятельность человека
(или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы,
которые называются проектами2.
Процесс осуществления деятельности рассматривается в
рамках проекта, реализуемого в определенной временнóй
последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем
последовательность эта является общей для всех видов
деятельности. Завершенность цикла деятельности (проекта)
определяется тремя фазами:
– фаза проектирования, результатом которой
является построенная модель создаваемой системы и план ее
реализации;
– технологическая фаза, результатом которой
является реализация системы;
– рефлексивная фаза, результатом которой
является оценка реализованной системы и определение
необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска»
нового проекта.
Таким образом, можно предложить следующую «схему
структуры методологии»:
1. Основания методологии: философия, психология,
системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
2. Характеристики деятельности: особенности,
принципы, условия, нормы деятельности;
3. Логическая структура деятельности: субъект,
объект, предмет, формы, средства, методы, результат
деятельности;
4. Временнáя структура деятельности: фазы, стадии,
этапы.
Такое понимание и построение методологии позволяет:
- с единых позиций и в единой логике обобщить
различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия
«методология» и его использование в самых разнообразных видах
деятельности;
- отсечь от методологии традиционно приписываемые ей
излишние наслоения;
- найти общую логику таких широко обсуждаемых в
современной литературе вопросов, как инновационная деятельность,
проектирование систем, технологии, рефлексия и др.
ПОДРОБНЕЕ ПОЗИЦИИ АВТОРОВ ИЗЛОЖЕНЫ В СТАТЬЕ
О ПРЕДМЕТЕ И
СТРУКТУРЕ МЕТОДОЛОГИИ
(опубликована в журнале "Мир
образования -образование в мире", 2008, № 1)
СОВСЕМ ПОДРОБНО СМ.
ЭЛЕКТРОННУЮ БИБЛИОТЕКУ
(бесплатный доступ) – книги: «Методология»,
«Методология образования», «Методология учебной деятельности» и
др.
|